Вход

Теория коммуникационных технологий в становлении и развитиии современного массововго сообщества .по книге М. Маклюэна"Галактика Гутенберга"

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Доклад*
Код 115092
Дата создания 2010
Страниц 13
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 29 марта в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
1 120руб.
КУПИТЬ

Фрагмент работы для ознакомления

Пример этот понятен, пожалуй, всем нашим современникам, имеющим представление о нынешнем уровне развития африканских племен. Он сравнительно хорошо известен, поскольку уже почти полвека кочует из книг по этнографии, психологии, культурологии и т. д. в другие книги по тем же и другим гуманитарным наукам. Этот пример дает сравнительную оценку состояния бесписьменной культуры и нынешней цивилизации (под которой, собственно, Маклюэн и подразумевает «визуальную», или письменную культуру). Следующим этапом могли бы стать трансформации античности и средневековья. Не находя им современных аналогов, Маклюэн изыскивает другие источники знания, на основании которых делает вывод: «Шизофрения, по-видимому, является закономерным следствием распространения письменности» 6. Таков один из тех тезисов-заголовков, на которые разбита книга (а всего их на 400-страничное повествование приходится более ста). Далее он поясняет:
«Разделение способностей в результате технологического гиперразвития и экстернализации того или иного чувства стала столь всепроникающим фактором в прошедшем столетии, что сегодня мы впервые в истории наконец осознали явления, которым обязаны этими культурными мутациями. Те, кому приходится принять на себя первый удар новой технологии, будь то алфавит или радио, наиболее сильно реагируют на нее, поскольку соотношения между чувствами, изменяющиеся вследствие технологического расширения возможностей глаза или уха, помещают человека в новый, полный неожиданностей мир, образующий новую мощную «связку», новую схему взаимодействия между всеми чувствами. Но по мере того как сообщество усваивает новый способ восприятия во всех сферах труда и общения, начальный шок постепенно ослабевает. И однако именно здесь, в этой более поздней и длительной фазе «приспособления» всей личной и социальной жизни к новой модели восприятия, выдвинутой новой технологией, и совершается подлинная революция» 7.
К издержкам распространения письменности и книгоиздания Маклюэн относит и такие проблемы, как выработка «линейного» мышления взамен «гармоничного», то есть основанного на сбалансированном использовании всех органов чувств, и национализм (поскольку создание единого языка и письменности замкнуло на себе национальные культуры), и создание массового промышленного производства (а именно книги стали его первой продукцией), и расщепление общественного сознания западной цивилизации на «электронную нервную систему» и «Африку внутри нас» (то есть подавленную способность к непосредственному восприятию мира и полноценному информационному обмену).
С этого момента мы уже можем переходить к рассмотрению второго понятия, введенного Маклюэном в книге «Галактика Гутенберга».
Глобальная деревня
Итак, изобретение фонетического алфавита, книгопечатания и электронных средств массовой информации, среди которых наибольший интерес Маклюэна вызывали средства связи и телевидение, повлекло за собой изменение человечества вплоть до перемен в физиологии человека как биологического вида. Маклюэн сделал заключение об образовании «всемирной деревни» (“global village”) - то есть сообщества, в котором, благодаря скорости распространения информации, исчезли расстояние и время. Каждый человек получил возможность получать и отправлять сообщения любому другому человеку в любом месте земного шара со скоростью, равной скорости общения поверх забора. Возникло «поле одновременности», в котором все оказываются вовлеченными в дела всех. Культура вновь стала замыкаться на самой себе – но теперь речь идет уже не о национальных культурах, а о культуре общечеловеческой. Если приобщение к письменной культуре сопровождалось выходом из племенных состояний и развитием регионального и государственного национализма, в XX веке начался процесс, противоположный прежнему, – образование всемирной общности, «глобальной деревни».
Как уже было сказано, вскоре после смерти Маклюэна его творчество начало забываться. Однако информационный взрыв, начавшийся во второй половине 1980-х годов, вновь сделал актуальными его идеи. Конечно, рассматриваются они прежде всего применительно к глобальной сети Интернет и к самому массовому на сегодня СМИ - телевидению.
Можно ли утверждать, что предсказания Маклюэна сбылись в полном объеме? В том, что касается «всемирной паутины», первые этапы ее создания, казалось бы, позволяли утверждать, что происходит самое главное: образование единой человеческой общности.
Круг первых пользователей Интернета ограничивался сообществом людей, сходных по возрасту, отличавшихся терпимостью, любознательностью и другими свойствами высокого уровня развития, людей, говоривших друг с другом преимущественно на одном языке - английском. Кроме того, что Интернет позволял им обмениваться мгновенными сообщениями, первые пользователи стали и посетителями первых крупных виртуальных сооружений – электронных библиотек. Так в виртуальном пространстве воспроизвело себя сообщество всегдашних первопроходцев всего передового и гуманного и наиболее необходимые для них виртуальные предметы - книги.
Вскоре после этого, в течение буквально нескольких лет, произошло взрывообразное увеличение мощности компьютеров, снижение их стоимости, их распространение по всему миру и резкая смена объектов, представленных в Сети. Прежнюю элиту потеснила прежде всего реклама. Затем наступило время всех остальных принадлежностей человеческого быта – торговли, СМИ, развлечений, аудио- и видеопродукции, продуктов программного обеспечения и т. д. Вопреки ожиданиям, «всемирной» «паутина» стала лишь условно – это касается в основном способа связи. За пределами Интернета остаются некоторые тоталитарные страны, а также население стран, переживающих национальные бедствия. При том, что большая часть информации, обращающейся в Сети, передается с помощью английского языка, свои сегменты сохранили все ведущие языки мира и, соответственно, все национальные культуры, основанные на письменности. Продолжают сохраняться некоторые возрастные диспропорции пользователей, не вполне соответствующие среднестатистическим, но тенденции развития Интернета ведут к воспроизводству в нем и возрастных пропорций.
Что касается «сенсорного баланса» культур, он стал более уравновешенным в среде пользователей сети Интернет и, судя по всему, сменилась новым дисбалансом в среде более крупной – потребителей услуг, предоставляемых телевидением, в массе своей читающих гораздо меньше, чем пользователи Интернета. Один из наиболее последовательных оппонентов Маклюэна, итальянский писатель Умберто Эко, считает, что в ближайшем будущем население Земли разделится именно по этому признаку: на пользователей сети Интернет, активно использующих новейшие коммуникационные технологии, и пассивных потребителей телевидения 8.
Заключение
Мы попытались дать краткий обзор книги Маршалла Маклюэна «Галактика Гутенберга: Становление человека печатной культуры». Сделано это было фрагментарно, однако более подробное изложение этой книги и заложенных в нее идей означало бы ее банальный пересказ на гораздо менее высоком уровне, чем это сделал автор. Такова особенность и автора, и данной книги. Каждая ее глава, подобно осколку голограммы, содержит в себе все идеи книги, но каждая при этом дополняет и подкрепляет ее идеи всё более интересными аргументами и фактами. И охарактеризовать информативность этой книги иначе, как «энциклопедическая» означало бы недооценить ее. Особо следует заметить, что все имеющиеся переводы «Галактики Гутенберга» на русский язык - это хороший довод в пользу чтения книги на языке ее автора, в том числе и на столь зрелом, как английский. По крайней мере, для её перевода понадобилось создание русских неологизмов, многие из которых заключают в себе ключевые понятия данного сочинения (например, слово «детрайбализованный», означающее в немногих иных источниках «вышедший из племенного состояния», а в данном переводе – «утративший связь со своим народом»), или переносят старые слова из начала русского алфавита в его конец - например, «эйвилики» вместо «айвилики» (название одного из эскимосских племен). Но, возможно, это уже особенность русского языка, продолжающего свое стремительное развитие.
Мак-Люэн Маршалл. Галактика Гутенберга: Становление человека печатной культуры. - Киев: Ника-Центр, 2004, с. 55-56.
2 Там же, с. 56-57.
3 Там же, с. 57-58.
4 Там же, с. 59-60.
5 Там же, с. 81-82.

6 Там же, с. 33.
7 Там же, с. 34-35.
8 См.: От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст. Отрывки из публичной лекции Умберто Эко на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998 (http://www.philosophy.ru/library/eco/internet.html).
13
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00476
© Рефератбанк, 2002 - 2024