Вход

Становление советской архивной системы и политизация архивов (1917-1929 г.)

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 103297
Дата создания 2016
Страниц 19
Источников 8
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 1 апреля в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
1 330руб.
КУПИТЬ

Содержание

Введение 3
1 Предпосылки и история развития советской архивной системы 5
2 Политизация архивных материалов 9
Заключение 18
Список использованных источников 19

Фрагмент работы для ознакомления

Почти одновременно с организацией Секретного архива документы партийных организаций, которые все же попали в политическую секцию Архива Октябрьской революции, были изъяты из ее состава. На их основе в 1929 г. образовался самостоятельный партийный архив при Ленинградском Истпарте со своими, также очень жесткими, правилами доступа к материалам.
Ограничения в использовании архивных документов отнюдь не исчерпывались сферой организации политической секции Губернского архивного бюро и Секретного архива. Уже «Единые правила для всех архивов республики», утвержденные в марте 1923 г., несколько ограничили круг посетителей архива. В правилах было сказано: «К занятиям в архивах РСФСР допускаются лица, известные своими научными трудами или представившие рекомендации или предписания с места их службы или занятий». В июле 1924 г. Центрархив утвердил новые «Правила пользования архивными материалами». В них впервые было выдвинуто требование при составлении «заявлений о допущении к занятиям» прикладывать анкету (в двух экземплярах) с указанием партийной принадлежности, цели работы и предполагаемой публикации. Также впервые «Правила» ввели особый пункт с предписанием «предъявлять заведующему помещением для занятий все сделанные выписки, заметки и копии для просмотра, по окончании коего заведующий возвращает их занимающимся с разрешением на вынос» [6]. Без такого разрешения вынос выписок запрещался. «Правила» 1924 г. были первым официальным документом, установившим ограничения доступа к открытым материалам, а также фактически возложившим на работников архива функции предварительной цензуры. С 1927 г. требования к работе с документами еще более ужесточились. В частности, с сотрудников начали брать подписку о неразглашении сведений об архивных фондах, усилился контроль над составом исследователей, тематикой их работы и копированием ими документов. Совсем уже определенно функции цензуры для архивистов установило «Положение об архивном управлении РСФСР», утвержденное ВЦИК и Совнаркомом в 1929 г. В «Положении» подчеркивалось, что сотрудники архивов не могут быть только простыми регистраторами посетителей архива, но должны нести ответственность за то, кто, как и для каких целей использует документы. Отныне к работе в читальном зале архива стали допускаться люди только в тех случаях, если они были известны архивным органам или же если они представили рекомендации научного или политического характера. Исследователям запрещалось самостоятельно публиковать выявленные материалы [2].
Роль архивиста в качестве фигуры, официально противопоставляемой исследователю, еще раз подчеркнул в 1934 г. новый руководитель Центрархива Я. А. Берзин. «Если раньше значительная часть архивных работников была на положении обслуживающего аппарата у научных работников..., — писал Берзин, — то теперь центральной фигурой архивного дела должен стать архивно-технический работник». Но при этом Берзин ставил задачу «очистки архивов от политически не выдержанных и не соответствующих этой работе лиц». Параллельно с «очисткой» шел процесс «коммунизации» и «орабочения» архивных кадров. Это стояло на первом месте в кадровой политике Центрархива. Однако служба в качестве архивиста в глазах членов партии была непрестижной, низкооплачиваемой, и они, как правило, не задерживались на работе в архиве. В. В. Максаков на 2-м Съезде архивных работников РСФСР в 1929 г. говорил: «В Центрархив партийцы не идут, предпочитая всякую другую работу архивной. К нам посылают и сами идут очень часто больные, издерганные, усталые люди — „на отдых", и к тому же в подавляющем большинстве случаев — без всякой архивной и исторической квалификации». В ЛОАУ постоянно отмечалась огромная текучесть кадров. В 1932 г. число уволившихся составило более 76% относительно общего числа работавших. Основной причиной текучести была низкая оплата труда. И все же политика «орабочения» дала свои плоды. По данным Центрархива, на 1 января 1933 г. в архивах РСФСР числилось 320 научных работников, а сотрудников с высшим образованием — всею 94 человека. «Даже если считать, что все 94 чел. были научными работниками, — говорилось в официальном документе, — и то получится, что около 70% всех научных работников не имели высшего образования. О специальном архивном образовании и говорить не приходится; его имели единицы» [6].
Впрочем, с другой стороны, параллельно с чисткой архивистов происходила, если можно так выразиться, «чистка» посетителей архивов. Все большее значение для допуска к работе с архивными документами, приобретала партийность исследователя. В феврале 1927 г. ЦК ВКП(б) разослал циркуляр, в котором местным партийным органам указывалось на то, что «дело разработки архивных материалов всех родов и периодов, в том числе и архивов Октябрьской революции и партийных архивов, требует чрезвычайной осторожности. Поэтому лица, посылаемые в архивы, должны быть проверены, причем посылать на эту работу в архив нужно исключительно членов ВКП(б)». С каждым годом количество беспартийных исследователей сокращалось. В 1928 г. среди допущенных к работе с документами ЛОАУ было менее 30% членов партии, а в 1932 г. — уже 52%. С середины 30-х годов ограничения допуска в читальный зал архива становятся особенно суровыми. Центрархив направил 16 ноября 1935 г. во все подведомственные учреждения циркулярное распоряжение, в котором директора архивов обязывались под страхом строжайшей ответственности проявлять «чрезвычайную политическую бдительность» в отношении посетителей читальных залов. «Недостаточно командировочного удостоверения от организации, — говорилось в распоряжении, — нужна политическая настороженность в отношении тем и активная проверка лиц, посылаемых для работы. Анкеты для лиц, занимающихся в читальном зале, должны отражать сведения о том, не привлекался ли он к судебной или административной ответственности, не состоял ли под судом и проходил ли чистку советского аппарата... В случае малейших подозрений необходима проверка данных о работе через спецсектор учреждений или отделы кадров» [3].
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы по данной работе.
Таким образом, архивная политическая цензура в своем развитии прошла несколько этапов. Первый из них, охватывающий примерно период 20-х годов, характеризовался превращением архивов в документальную базу Истпарта и усилением ограничения доступа к документам. На протяжении второго этапа, с конца 20-х по 1938 г., архивы начинают засекречиваться, становясь источником компромата для оперативных разработок ОГПУ—НКВД. На третьем этапе, с 1938-го по середину 50-х годов, НКВД полностью поглощает архивную систему и делает документы практически недоступными. И, наконец, четвертый этап, с середины 50-х по конец 80-х годов, начавшийся частичным рассекречиванием материалов, отмечен появлением в качестве альтернативы секретному документу документа «ограниченного допуска», формально не секретного, но закрытого для исследователя исключительно по политико-идеологическим мотивам.
Список использованных источников
Алленова, В.А. Документоведение [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс для вузов / В.А. Алленова ; Воронеж. гос. ун-т .— Электрон. текстовые дан. — Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2012 .— <URL:http://www.lib.vsu.ru/elib/texts/method/vsu/m12-98.pdf>
Бардаев Э. А., Кравченко В.Б. Документоведение. – М.: Академия, 2010. – 304 с.
Виноградова, Т.В. «История и организация делопроизводства в России»: программа и методические материалы курса / Т.В. Виноградова / Федер. Гос. бюдж. образоват. учреждение высш. проф. образования «Петрозаводский государственный университет». – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. - 39 с.
Гринберг А.С., Горбачев Н.Н., Мухаметшина О.А. Документационное обеспечение управления. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 392 с.
Зиновьева Н. Б. Документоведение: уч.-метод. пособие. - М.: Профиздат, 2013.
Кузнецов И.Н. Делопроизводство: учебно-справочное пособие. - 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2014. - 459 с.
Кузнецов С.Л. Современные технологии документационного обеспечения управления. – М.: МЭИ, 2010. – 232 с.
Сологуб О.П. Делопроизводство: составление, редактирование и обработка документов: учебное пособие. - 8-е изд., - М.: Омега-Л, 2013. - 207 с.
2
18
3

Список литературы [ всего 8]

1. Алленова, В.А. Документоведение [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс для вузов / В.А. Алленова ; Воронеж. гос. ун-т .— Электрон. текстовые дан. — Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2012 .— <URL:http://www.lib.vsu.ru/elib/texts/method/vsu/m12-98.pdf>
2. Бардаев Э. А., Кравченко В.Б. Документоведение. – М.: Академия, 2010. – 304 с.
3. Виноградова, Т.В. «История и организация делопроизводства в Рос-сии»: программа и методические материалы курса / Т.В. Виноградова / Фе-дер. Гос. бюдж. образоват. учреждение высш. проф. образования «Петроза-водский государственный университет». – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. - 39 с.
4. Гринберг А.С., Горбачев Н.Н., Мухаметшина О.А. Документацион-ное обеспечение управления. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 392 с.
5. Зиновьева Н. Б. Документоведение: уч.-метод. пособие. - М.: Про-физдат, 2013.
6. Кузнецов И.Н. Делопроизводство: учебно-справочное пособие. - 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2014. - 459 с.
7. Кузнецов С.Л. Современные технологии документационного обес-печения управления. – М.: МЭИ, 2010. – 232 с.
8. Сологуб О.П. Делопроизводство: составление, редактирование и обработка документов: учебное пособие. - 8-е изд., - М.: Омега-Л, 2013. - 207 с.
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00481
© Рефератбанк, 2002 - 2024