Вход

Юродивые и пророки в русском средневековом обществе

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код 82785
Дата создания 2014
Страниц 28
Источников 5
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 30 мая в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
2 810руб.
КУПИТЬ

Содержание

Введение 3
Глава 1. Юродивые и пророки 6
1.1 Понятие юродивых. Юродивые в средневековом обществе 6
1.2 Феномен юродства 11
Глава 2. Пророки в русском средневековом обществе 17
2.1 Пророки Западной Руси 17
2.2 Гонения пророков на Руси 25
Заключение 27
Список литературы 28

Фрагмент работы для ознакомления

Значение Я.Ф. Головацкого в истории развития общерусской литературы в Галицкой и Западной Руси - огромно - обнародованием своего капитального труда "Народные песни Галицкой и Угорской Руси" он обратил внимание на народное творчество галицко-русского населения, доказав, что оно не только было, но и осталось во всех отношениях русским; выпуском в свет "Географического словаря славянских земель" познакомил русское образованное общество с необъятной территорией, занятой славянством. Головацкий был "живым мостом" между подъяремной Карпатской Русью и остальной Россией.
Россия в лице Головацкого демонстрировала солидарность с Карпатской Русью, единственной тогда отделенной русской землёй. Головацкий был награждён Уваровской премией, золотой медалью Русского Географического общества. Вопреки утверждениям "самостийников" о том, что, якобы, "Москва угнетала малороссийскую культуру", именно в Москве издавались уникальные этнографические сборники Головацкого и Максимовича, именно в единоверной и единокровной Москве они читались и пользовались успехом. [17]
В Вильне Я.Ф. Головацкий со всей семьёй принимает Православие и приходит в Русскую Православную Церковь как простой мирянин. Чин присоединения совершил епископ Антоний (Зубко), викарий владыки Иосифа (Семашко).
В 1888 году Я.Ф. Головацкий умирает. Его смерть оплакивает вся Россия, но Западная - в особенности. Отдать долг почившему прибыли и генерал-губернатор И.С. Коханов, и командующий войсками И.С. Гонецкий, множество интеллигенции.
Похоронен Головацкий на Свято-Евфросиньевском кладбище в Вильно. Русские Галичане прислали венок с надписью на белой ленте "Своему Ломоносову от Червонной Руси".
Фигура Головацкого важна и как свидетельство того, что Галицкая и Подкарпатская Русь в то время стояли на почве национально-культурного единства всей Руси. Русское национальное возрождение и процесс возвращения униатов в Православие настолько перепугали Ватикан и Австро-Венгрию, что они развязали кровавый геноцид. В 1912 году был создан концентрационный лагерь Талергоф, куда на пытки и смерть отправлялись все, считавшие себя русскими и сочувствовавшие Православию. Было уничтожено около 60 тысяч человек, более 100 тысяч бежало в Россию. В ответ на общерусское движение Австро-венгерские власти создали партию "украинцев-мазепинцев". Как она создавалась? Например, студенты Черновицкого университета под угрозой ареста и лишения всяких шансов на карьеру должны были давать подписку следующего содержания: "Обязуюсь никогда не называть себя русским, а украинцем и только украинцем". В то время, как за Православную веру и русское имя Галицкая Русь шла в концлагерь и на виселицы, "мазепинцы-самостийники" строчили доносы: "Известно ли Вашей эксцеленции, что в Галиции есть много русофильских бурс (общежитий) для учащейся молодёжи … Каковы виды на успех войны, ежели в армии, среди офицеров, так много врагов - "русофилов"? Известно ли Вам, что среди галицкого населения шляется много "русофильских" шпионов. Что намеряет сделать Ваша эксцеленция на случай войны, чтобы защититься перед "русофильскою" работою, которая в нашем народе так распространяется", - такую писал докладную Австрийскому военному министру Кость Левицкий, лидер "Украинского клуба", в 1912 году. Комментарии излишни.
Другим выдающимся сыном Западной Руси был Михаил Осипович Коялович (1828-1891). Родился Михаил Осипович в местечке Кузницы Гродненской губернии. Отец Кояловича - православный священник, товарищ святителя Иосифа (Семашко). Коялович и продолжал всю свою жизнь дело этого великого иерарха - возрождение Православия и Западной Руси. Коялович заканчивает Санкт-Петербургскую духовную Семинарию и Академию. [14]
Вся научная деятельность Михаила Осиповича посвящена доказательству духовного, культурного и этнического единства Запада и Востока Руси. Подвиг стояния за Православную веру описан им в следующих сочинениях: "Литовская церковная уния" (1862г.), "Лекции о западнорусских братствах" (1862 г.). Защите идеи единства русского народа от Бреста до Владивостока посвящены следующие его труды: "Документы, объясняющие историю Западной России и её отношение к Восточной России и Польше", и, конечно же, "Лекции по истории Западной России".
Показательно, что сам термин "Западная Россия", её русское национальное самосознание обосновываются и защищаются именно белорусом, а не уроженцем Москвы или С.-Петербурга. По мысли Кояловича, вся история этого края - это русская история, здесь живёт русский народ, местное белорусское наречие - это "мост" между малороссийским и великорусским наречиями. Коялович практически первый перешёл к изучению истории русской национальной самоидентификации. Собственно, "История русского самосознания"- это его последний труд. Вместе с Аксаковым Коялович - активнейший член "Славянского общества" и ревнитель освобождения южных славян. Для жителей Западной Руси, которые знали и помнили многовековую оккупацию, эта солидарность естественна.
Коялович, безусловно, является одним из крупнейших русских и славянских историков мирового уровня, но, к сожалению, его наследие практически не доступно нашим современникам, а на его малой родине нет даже улицы в честь его имени. Надеемся, что этот досадный пробел будет восполнен.
Много можно ещё привести примеров коренного самосознания Западной Руси - русского, можно вспомнить подвиг митрополита Пантелеймона (Рожновского), от которого нацисты требовали отделения от Московской Патриархии. Владыка Пантелеймон не сдался.
По сути, подвиг белорусских партизан в Великую Отечественную войну являлся продолжением народного дела Западной Руси. Чтобы яснее понять с чем и с кем они сражались - процитируем высказывания идеологов III рейха по русско-славянскому вопросу. Гитлер: "Наша политика в отношении народов, населяющих широкие просторы России, должна заключаться в том, чтобы поощрять любую форму раскола". "Для них, для славян, никакой гигиены, никаких прививок - только водка и табак". Борман: "Система здравоохранения не нужна. Рождения у славян нежелательны. Они должны использовать контрацепцию и практиковать аборты, и чем больше, тем лучше".
Из плана "Ост" главного имперского управления безопасности Германии: "Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве. Дело заключается скорее в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их… Прежде всего надо предусмотреть разделение территории, населяемой русскими, на раздельные политические районы с собственными органами управления… Решающее значение в данном вопросе заключается в том, чтобы эти районы административно не подчинялись властям, которые будут созданы в русских центральных областях… [16]
Нужно также подумать об отделении в административном отношении Северной России… В центральных районах России политика должна быть направлена на разъединение и обособленное развитие указанных областей. Русскому горьковского комиссариата должно быть привито чувство, что он чем то отличается от русского тульского комиссариата. Нет сомнений в том, что такое административное дробление русской территории и планомерное обособление отдельных областей является одним из средств борьбы с усилением русского народа".

2.2 Гонения пророков на Руси
Во все времена владыки различных государств проявляли особый интерес к своему будущему. Считалось, что открыть тайну грядущего могут только те, кто не боится могучих владык, и «княжеский дар им не нужен». И, действительно, надо было иметь особую смелость, чтобы высказать всемогущему правителю неблагоприятное для него предсказание. Страх перед тем, что пророчествующий своим предсказанием как бы творит будущее, испытывали все самодержцы. Этот страх приводил к гонениям и преследованию прорицателей. Их казнили, закапывали живьем, сжигали, как, например, в XV веке на Руси сожгли четырех волхвов и двенадцать «женок вещих». Часто их ссылали, заключали в монастыри. И по сей день живет память о дерзком пророке и чудотворце Василии Блаженном, не боявшемся предрекать будущее самому Ивану Грозному. [19]
Удивительным пророческим даром обладал волхв Дмитрий Силин. О нем известно по «розыскному делу» «О гадательстве и ворожбе Митьки Силина» от 1691 года. Странником Божиим называл себя некто в монашеском одеянии Кочкарев. К удивлению москвичей, он предрек, что в 1812 году в Россию вторгнутся несметные вражеские силы и возьмут Москву. Предрек этот «необыкновенный человек», как называла его Екатерина II, и войну в начале XX века со многими народами. Власти посчитали, что «от сего предсказания может произойти великое смятение в умах». И поспешили заточить пророка в темницу.
Был посажен в застенок и прорицатель прошлого века Иван Корейша за нежелательные пророчества. Популярность его, тем не менее, была огромна, и в заточении его посещали целые толпы, в том числе и знатные дамы, верившие в его пророчества, в то, что он обладает «двойным зрением и знает прошедшее и будущее». Такой же популярностью пользовался и преподобный Серафим Саровский, предсказавший горестную судьбу последнему российскому императору. Свое послание будущему монарху он запечатал мягким хлебом, наказал хранить его и передать Николаю II, что и было исполнено в 1903 году. Предвидел преподобный Серафим и свое собственное будущее – указал день своей кончины, так же, как преподобный Еразм из Печерской обители, и святой Феодосий, который «откровения Божьего сподобился и о дне исхода своего узнал».
Знание дня своей кончины, случается, приходит к одним внезапно и без усилий с их стороны, к другим – в результате многолетнего духовного опыта. К таким пророчицам принадлежала, например, ясновидящая Паша Дивеевская, умершая в 1915 году. Она предсказала крестный путь императору Николаю II. То же предрек ему в 1905 году и знаменитый старец Варнава из Гефсиманского скита близ Троице-Сергиевой лавры.
Известны в российской истории и многие иные  имена предсказателей: Никиты Федорова, жившего в начале XX века, иеромонаха Даниила, Дунюшки из деревни Могильной, старицы Марии Михайловны и многих других. [22]
Ф. Достоевский в свое время написал: «Способность пророчества существует в редких случаях из множества людей или только в одном каком-нибудь экземпляре. Все они, несмотря на гонения, возглашали будущее владык, часто предрекая их горестную судьбу и проявляя при этом замечательную душевную силу».

Заключение
Сложно говорить о типологии русского юродства, потому это настолько специфическое явление, что выделить его «национальные черты» очень сложно, разводят руками исследователи, каждый юродивый по-своему уникален. Кто-то, как Симеон Юродивый, бросался камнями во время богослужения, кто-то просто стоял на камне, молился и обличал словом, как Прокопий Устюжский. Кроме того, все агиографы пользовались как образцом одним и тем же византийским житием Симеона Юродивого и, объясняя духовный смысл подвига юродства, во многом повторяли друг друга.
Русское юродство сконцентрировано в очень небольшом временном промежутке с XVI по XVII век. Подвиги современных юродивых все-таки ближе к житию «человека Божия», чем к классическому «буйству»: это и Ксения Петербуржская, и Матрона Анемнясевская, и Матрона Московская. «В их подвиге нет такой атаки, обличения, характерного для юродства, — отмечает Андрей Виноградов, — так как юродивый в классическом понимании может жить только в том обществе, ценности которого он призывает соблюдать».

Список литературы
Гальковский H . M . Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. М.: Индрик, 2000. Т. 1—2. Репринт издания 1913 и 1916 гг.
Дугин А. Г. Лекция 10. Бытие и безумие // Дугин А. Г. Философия Традиционализма. М., 2002.
Есаулов, Е.А. Юродство и шутовство в русской литературе [Текст] /Е. Есаулов. – М.: Литературное обозрение, 1998. – С. 114.
Живов, В., Иванов, С. Юродивые [Текст] /В. Живов, С. Иванов // Диалоги с Гордоном. – М.: Предлог, 2005. - С. 83-104.
Иванов, С. Византийское юродство [Текст] / С. Иванов.-М.: Жизнь, 1994. С.125.
Иванов С. А. Блаженные похабы. Культурная история юродства. — М.: Языки славянских культур, 2005 
Иванов С. А. Византийское юродство. М.: Международные отношения, 1994.
Иванов С. А. Блаженные похабы. Культурная история юродства. — М.: Языки славянских культур, 2005.
Ковалевский, И. Юродство о Христе и Христа ради [Текст] / И. Ковалевский, Юродство о Христе и Христа ради: Юродивые восточной и русской церкви. – М.: Репринт, 1991. С.167.
Ключевский, В. О. Добрые люди Древней Руси [Текст] / В. О. Ключевский. – М.: Посад, 1892. С.213.
Ключевский, В. О. Курс русской истории [Текст] / В. О. Ключевский / Сочинения: Курс русской истории, т.III, ч. 3.- М.: Право, 1957, С.142.
Кузнецов, И. И. Святые блаженные и чудотворцы [Текст] / И. И. Кузнецов, Записки. – М. 1991. С.179.
Лотман Ю.М. Дурак и сумасшедший // Культура и взрыв. М., «Гнозис», 1992. С.64-103.
Мельник А. Г. «Город юродивых» // Юродивые в русской культуре. Сборник научных статей. — М.: Государственный исторический музей, 2013 — Вып. 197 
Мельник А. Г. Становление культа юродивого Максима Московского // Ярославский педагогический вестник. — Ярославль, 2014. — № 2. — Том I (Гуманитарные науки). — С. 13-17.
Недоспасова Т.А. Русское юродство XI-XVI вв. – М., 1997 
Панченко А. М. Юродивые на Руси // Панченко А. М. Русская история и культура: Работы разных лет. СПб.: Юна, 1999. С. 392—407.
Прыжов И. 26 московских пророков, юродивых, дур и дураков. И другие труды по русской истории и этнографии. М.: Интрада, 1996.
Рюмина, М. А. Эстетика смеха: Смех как виртуальная реальность [Текст] / М. А. Рюмина. Эстетика смеха: Смех как виртуальная реальность 2ое изд испр и доп, М.: КомКнига, 2006. С.320.
Рябинин Ю.В. Русское юродство. – М.: РИПОЛ классик, 2007 
Синявский А.Д. Иван-Дурак: Очерк русской народной веры. – М.: Аграф, 2001 
Панченко А. М. Юродивые на Руси // Панченко А. М. Русская история и культура: Работы разных лет. СПб.: Юна, 1999. С. 392—407.
Федотов Г. Святые Древней Руси. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
Юродство и столпничество. Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование. М.: Изд-во Моск. подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000.
Юрков С. Е. Православное юродство как антиповедение // Юрков С. Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI-начало XX вв.). СПб., 2003. С. 52-69.
28

Список литературы [ всего 5]

1. Иванов С. А. Блаженные похабы. Культурная история юродства. — М.: Языки славянских культур, 2005
2. Мельник А. Г. «Город юродивых» // Юродивые в русской культуре. Сборник научных статей. — М.: Государственный исторический музей, 2013 — Вып. 197
3. Недоспасова Т.А. Русское юродство XI-XVI вв. – М., 1997
4. Рябинин Ю.В. Русское юродство. – М.: РИПОЛ классик, 2007
5. Синявский А.Д. Иван-Дурак: Очерк русской народной веры. – М.: Аграф, 2001
Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00524
© Рефератбанк, 2002 - 2024