Вход

Особенности русского национального характера в рассказах Шукшина.

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Реферат*
Код 304823
Дата создания 08 июля 2013
Страниц 21
Мы сможем обработать ваш заказ (!) 10 июня в 12:00 [мск]
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
910руб.
КУПИТЬ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Особенности национального характера в рассказах
В. М. Шукшина
Глава 2. Жизненная философия и психология деревенского жителя
Глава 3. Шукшинские «чудики»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
АВТОРЕФЕРАТ


Введение

Особенности русского национального характера в рассказах Шукшина.

Фрагмент работы для ознакомления

В. Шукшин создал 125 опубликованных рассказов, большинство из которых поражают своей жизненной неповторимостью, своеобразием жизненного материала. Критика пыталась определить индивидуальное качество этих рассказов через понятия «шукшинский герой» и «шукшинская жизнь».  По мнению критиков, шукшинский герой «в кирзовых сапогах» (С. Залыгин) «пылит по проселочным дорогам» (Л. Аннинский).  Однако важен не только герой, но и ракурс его изображения. В простом, обыкновенном герое «в кирзовых сапогах», о котором писали многие, Шукшина интересует то, мимо чего проходили все, – душа. «Меня больше интересует «история души», и ради ее выявления сознательно и много опускаю из внешней жизни того человека, чья душа меня волнует», – говорил Шукшин. Но и не всякая «душа» близка писателю. «...Так называемыйпростой, средний, нормальный, положительный человек меня не устраивает. Тошно. Скучно... – писал Шукшин. – Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естествен. Но у него всегда разумная душа»1. Феномен В. Шукшина заключается прежде всего в том, что принес в искусство свое, незаемное представление о происходящем с людьми. Представление глубинно онтологическое, обращенное к подспудной сущности русской жизни. Сформулировать ее поначалу казалось просто: постоянная напряженность в обществе проистекает от конфликта между носителями исконной нравственности, сельскими жителями, и городом с его бездуховностью, суетой и стандартизацией. Эта конфронтация объединяет совестливых людей – как их роднит и способность воспринимать окружающую красоту (рассказы «Мастер», «Чудик», «Думы» и др.), природная одаренность, участливость к судьбе ближнего («Как зайка летал на воздушных шариках», «Хахаль», «Далекие зимние вечера», «Сапожки» и др.).
Глава 2. Жизненная философия и психология деревенского жителя
Большакова А. Ю.: «Деревенская проза – одно из ведущих направлений русской литературы советского (послесталинского) периода; берет начало в публицистических очерках о селе В. Овечкина «районные будни» (1952), Е. Дороша «деревенский дневник» (1954-62)»1, произведениях Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Солоухина. Формирование художественных и нравственных основ деревенской прозы связано с ранними произведениями А. Солженицына. В творчестве В. Шукшина к этому направлению можно отнести следующие произведения: «Калина красная», «Характеры», «Беседы при ясной луне».
Земное притяжение и влечение к земле - сильнейшее чувство земледельца. Родившееся вместе с человеком, образное представление о величии и мощи земли, источнике жизни, хранители времени и ушедших с ним поколений в искусстве. Земля - поэтически многозначительный образ в искусстве Шукшина : дом родной, пашня, степь, Родина, мать - сыра земля ... Народно - образные ассоциации и восприятия создают цельную систему понятий национальных, исторических и философских: о бесконечности жизни и уходящей в прошлое цели поколений, о Родине, о духовных связях. Всеобъемлющий образ земли - Родины становятся центром тяготения всего содержания творчества Шукшина: основных коллизий, художественных концепций, нравственно - эстетических идеалов и поэтики. Обогащение и обновление, даже усложнение исконных понятий о земле, доме в творчестве Шукшина вполне закономерно. Его мировосприятие, жизненный опыт, обостренное чувство родины, художническая проникновенность, рожденные в новую эпоху жизни народа, обусловили такую своеобразную прозу.
Как справедливо отмечает Большакова, деревенской прозе свойственна специфическая типология героя, позволяющая выделить образы «хранителей древностей» (вековечных ценностей народной мудрости) и образы «вольных людей» типа Егора Прокудина в «Калине красной». Герой живет наперекор общепринятым нормам, вразрез с традиционными крестьянскими устоями1.
Первой по хронологии попыткой осмысления В. Шукшиным судеб русского крестьянства на исторических изломах, стал роман «Любавины». В нем речь шла о начале 20-х годов нашего столетия. Но главным героем, главным воплощением, сосредоточием русского национального характера для Шукшина являлся Степан Разин. Именно ему, его восстанию, посвящен второй и последний роман Шукшина «Я пришел дать вам волю». Когда впервые заинтересовался Шукшин личностью Разина, сказать трудно. Но уже в сборнике «Сельские жители» начинается разговор о нем. Был момент, когда писатель понял, что Степан Разин какими-то гранями своего характера абсолютно современен, что он - сосредоточие национальных особенностей русского народа. И это, драгоценное для себя открытие, Шукшин хотел донести до читателя. Мотив обиды деревенского, ощутившего неуважение со стороны горожанина, звучит в более раннем рассказе «Критики» (1964), город и деревня не противопоставляются, а идет разговор о праве человека на самовыражение; более того, это право отстаивается, что называется, с бою.
Одна из лучших книг Шукшина т называется «Характеры», и само это название подчеркивает пристрастие писателя к тому, что складывалось в определенных исторических условиях. Необходимо упомянуть о существовании литературного жанра с таким названием. Характеры (греч. Character – черта, особенность) – жанр, ставший популярным в английской и французской литературах в 17 в (произведения Дж. Чосера, Джозефа Холла, Т. Овербери, Д. Эрла, Т. Фуллера, Жана де Лабрюйера). Этот жанр восходит к сочинению древнегреческого философа и естествоиспытателя Теофраста «Характеры». В этом сборнике были даны 30 характеристик психологических типов (лжец, льстец, скупец, хвастун и пр.). Традиции жанра в 18 в. продолжили английские эссеисты Р. Стиль, Д. Аддисон, О. Голдсмит, С. Джонсон. До В. Шукшина в русской литературе к этому жанру обращались Н.В. Гоголь в «Мервых душах» и Е.М. Винокуров в сборнике стихов «Характеры».
Глава 3. Шукшинские «чудики»
Особняком стоят в творчестве Шукшина так называемые «чудики». Термин этот был взят литературоведами из творчества самого писателя – имеется в виду одноименный рассказ В. Шукшина «Чудик». Он был создан в 1967 г., главный герой его, Василий Егорович Князев, 39 лет от роду, сельский механик. «Жена называла его – Чудик. Иногда ласково. Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось». Невозможно пройти мимо этой цитаты-аллюзии, не припомнив гоголевского Ноздрева: «Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели». 
 Что же «случается» с чудиком? Например, такая история: Чудик видит в магазине кем-то оброненную пятидесятирублевую бумажку, однако он не спешит проверить свои карманы, что было бы типичным, а в спешке начинает соображать, как бы поостроумнее сказать людям в очереди про эту купюру, и выдает следующее: « – Хорошо живете, граждане! – сказал он громко и весело. – У нас, например, такими бумажками не швыряются!» Позже выясняется, что «бумажка» принадлежала именно ему, но зайти в магазин он стесняется, ему легче проделать обратный путь, потерять деньги и время. Другая история – отношения Чудика со снохой, которая презирает людей деревенских и заискивает перед чинами (и здесь гоголевские мотивы! «Шинель», «Нос» и др.). Автор пишет: «Ему было очень больно. И страшно. Казалось: ну, теперь все, зачем жить?».  Перед нами антитеза: с одной стороны Чудик, с его крайней, почти болезненной впечатлительностью, острым ощущением красоты и уродства этого мира (отсюда его непохожесть на окружающих), а с другой стороны сноха,  буфетчица, вышедшая из деревни, но стремящейся как можно скорее забыть, отрезать от себя все деревенское, стать настоящей горожанкой. Существует мнение, что это не противопоставление города и деревни, и этого противопоставления как такового в шукшинских рассказах не существовало вообще. Однако мы склонны все же видеть здесь два противоположных полюса, два чуждых друг другу пути развития личности человека, ушедшего из деревни: абсолютное неприятие города (в итоге невозможность существовать в городском режиме) и случай снохи героя и других персонажей, прижившихся в городе, но заплативших за это ценой утраты чего-то важного в себе.
Шукшинские «чудики» - это люди вне нормы, вне общепринятых стандартов поведения. Желая подняться над рутиной действительности, они зачастую обманывают самих себя. Отваживающиеся на какой-либо из ряда вон выходящий поступок, чтобы хоть на одно мгновение приподняться и над обыденностью, и над самим собой, это люди окружающим кажутся странными, не от мира сего. У Шукшина написал достаточно много рассказов, посвященных «чудикам» («Выбираю деревню на жительство», «Микроскоп», «Штрихи к портрету» и др.). «Чудики» часто принимают решения и совершают поступки, на первый взгляд, несоизмеримые с реальными причинами, вызвавшими их. В рассказе «Обида» впечатлительный Сашка, готов «проломиться с молотком» к правде. Причина: его оскорбила продавщица. От обиды «сводит челюсти», героя «трясет» на нем «нет лица». Герой рассказа «Даешь сердце!» Козулин салютует выстрелами из ружья. Какова причина? Он потрясен новостью о первой пересадке сердца. Соотносимы ли два эти события? Вряд ли. «Чудики» физически не могут привыкнуть к жестокости и несправедливости жизни. Неординарные поступки шукшинских героев заставляют замечать и уважать личность, считаться с нею. Почему так легко идут на конфликт Сашка Ермолаев, Алеша Бесконвойный или Семка Рысь? Дело ведь не в привередливости их натур. Духовные запросы «чудиков» превышают реальное содержание жизни. Этот трудноразрешимый конфликт с действительностью становится драмой персонажей, которая нередко переходит в трагедию.
В стремлении заполнить внутреннюю пустоту герои хватаются за различные, порой никому не нужные дела. Душа героя не способна существовать в пустоте: «Ну, живешь, ну детей народишь – а зачем? Обеспечили себя насущным, думали, что стали не хуже людей, а вышло – то…».
          Обратимся к рассказу «Миль пардон, мадам». Непохожесть героя заявлена уже в режущем глаз сочетании его имени и фамилии – Бронислав Пупков. Этот прием до Шукшина и после него использовали многие писатели. Любое собственное имя заключает в себе значительную информацию. Называя индивида, оно одновременно сообщает о семье, роде, национальной культуре. Более того, согласно философии имени, всякое имя являет сущность объекта. Именем выражается тип личности, ее онтологическое строение. Поэтому П. Флоренский в трактате «Имена» полагал, что возможно особое «мышление именами», где одно только имя представляет человека, избавляя тем самым от необходимости перечислять его индивидуальные черты. Суждение П. Флоренского, излишне категоричное по отношению к имени в жизни, точно передает специфику имени литературного персонажа. Если реальный человек может физически существовать и безымянным (например, новорожденный младенец, который еще не получил имени), то для литературного персонажа наличие имени является необходимым условием существования. Литературный герой, в отличие от реального человека, - это модель личности совокупность «подобранных писателем признаков».
По словам Ю.Н. Тынянова, в динамике произведения возможно бесконечное разнообразие (вплоть до противоречий) черт, «обведенных кружком» имени героя, а также действий и речевых обнаружений, приуроченных к нему. Имя является тем фактором, который сводит воедино все «составляющие» литературного персонажа. Имя - формальный признак героя как единства. Продолжив эту мысль, можно сказать, что имя является структурообразующим компонентом персонажа. Рассмотрим данный тезис на примере героя рассказа Шукшина. Что же происходит с Брониславом Пупковым? Дело в том, что на охоте он лишается по глупости двух пальцев. Его предназначение – быть снайпером на войне, однако жизнь распорядилась иначе, и Пупков всю войну прослужил санитаром. Конфликт желаемого и действительного рождает трагедию в душе героя. Будучи уже егерем, после войны, он рассказывает охотникам, как он якобы покушался на Гитлера и при этом плачет. «...Я стрелил... Я промахнулся...» Несоответствие имени и фамилии проецируется на несоответствие мечтаний и жизненных фактов и как результат - ложь, в которую верит Пупков.
        Как справедливо отмечает С.М. Козлова, в рассказах В. Шукшина о странных людях по существу одна сюжетная ситуация: герой с маниакальной методичностью и страстью ищет «духовника» для исповеди, покаяния, «для разговора» («Раскас», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал», «Митька Ермаков», «Залетный», «Верую!», «Беседы при ясной луне», «Выбираю деревню на жительство», «Штрихи к портрету»).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По словам В. Распутина, до Шукшина «никто еще в нашей литературе не заявлял с таким нетерпением права на себя, никому не удавалось заставить слушать себя по столь внутреннему делу. По делу мающейся души... Душа – это и есть, надо полагать, сущность личности, продолжающаяся в ней жизнь бессменного, исторического человека, не сломленного временными невзгодами». В рассказах Шукшина читателю целиком открывается мир личности, всеми гранями играют черты национального характера. Совестливый, импульсивный, участливый, «не как все», тонко чувствующий красоту бытия – таков герой Шукшина.
Отличительная особенность самых значительных рассказов Шукшина – возможность их неоднозначных прочтений, именно это сулит им долгую жизнь в искусстве.
«Горести и печали человеческие - живые, трепетные нити...» - это не просто строки из рассказа В.Шукшина. Это наиболее точное опреде­ление линии его творчества. Шукшин знал жизнь. Его знания складыва­лись из личного опыта, наблюдений, проницательного видения. «...Изо всех сил буду стараться рассказать правду о людях. Какую знаю, живя с ними в одно время»,- писал он.
В.Шукшин прожил всего сорок шесть лет, оставив нам многолюдный, динамичный и живописный мир своих книг. Его персонажи предстают часто «на грани» серьезного и смешного, комедии и драмы. Он расска­зал о простом, негероическом, близком каждому. Именно поэтому его твор­чество находит такой отклик в наших сердцах. В. Шукшин создал 125 опубликованных рассказов, большинство из которых поражают своей жизненной неповторимостью, своеобразием жизненного материала. Критика пыталась определить индивидуальное качество этих рассказов через понятия «шукшинский герой» и «шукшинская жизнь». Однако важен не только герой, но и ракурс его изображения. В простом, обыкновенном герое «в кирзовых сапогах», о котором писали многие, Шукшина интересует то, мимо чего проходили все, – душа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аннинский Л. Комментарии // Шукшин В. Собр. соч. в 3 т. М., 1985
2. Антухина В.А. Проза В. Шукшина. М., 1986

Список литературы

"1. Аннинский Л. Комментарии // Шукшин В. Собр. соч. в 3 т. М., 1985
2. Антухина В.А. Проза В. Шукшина. М., 1986
3. Большакова А. Ю. Деревенская проза // Литературная энциклопедия терминов и понятий под ред. А.Н. Николюкина. М., 2003 с.219 – 220
4. Большакова А. Ю. Нация и менталитет: Феномен деревенской прозы XX века. М., 2000
5. Горн В.Ф. Василий Шукшин. М., 1993
6. Гусев В. И. Чехов и стилевые поиски современной советской прозы//В творческой лаборатории Чехова. М., 1974
7. Каплина В., Брюхов В. С высоты шукшинского полета. Барнаул, 1998
8. Кишкина В. Мой Шукшин // Местное время
9. Коробов В.И. Василий Шукшин. Творчество. Личность. М., 1977
10. Кузьмук В. А. Василий Шукшин и ранний Чехов//Рус. лит-ра. 1977. № 3; Сидоров В. Россия в зеркале Герберта Хаана // http://www.vsidorov.ru/index.html
11. Шелгунова О. Творческий путь В.М.Шукшина// портал «Русская Цивилизация», http://www.rustrana.ru/article.php?nid=12008
12. Шукшин В.М. Вопросы к самому себе . М. : Молодая гвардия , 1981
13. Шукшин В. М. Нравственность есть Правда. М., 1979. С. 265
14. Шукшин В.М. Собр. соч. В 3 Т. М . : Молодая гвардия , 1985

Очень похожие работы
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
bmt: 0.00956
© Рефератбанк, 2002 - 2024